«Русский Свет» провёл первую электротехническую конференцию для судостроения на выставке «НЕВА-2025»

8 октября 2025

Санкт-Петербург, 25 сентября 2025 года

В рамках 18-й Международной выставки «НЕВА-2025» компания «Русский Свет», партнер деловой программы форума, провела специализированную конференцию «Электротехнические решения для судостроения и портового строительства».
Мероприятие объединило более 130 представителей судостроительных предприятий, проектных организаций, регуляторов и производителей электротехники.
В центре внимания оказались темы импортозамещения, новых требований Российского морского регистра судоходства, технических решений для морской эксплуатации и кадрового развития отрасли.

 

Конференция как отражение национальных приоритетов

Инициатива «Русского Света» соответствует приоритетам России — укреплению технологического суверенитета, развитию межрегиональной кооперации и реализации Стратегии развития судостроительной промышленности Российской Федерации до 2036 года.
Один из ключевых ориентиров документа — достижение доли не менее 50 % отечественного судового комплектующего оборудования к 2036 году. Компания «Русский Свет» видит свою роль в достижении этой цели как интегратора российских производителей электротехнического оборудования и поставщика комплексных решений для судостроения, портовой инфраструктуры и морской энергетики.

 

Открытие конференции: инженерные стандарты нового уровня

Открыл конференцию Никита Виноградов, руководитель Северо-Западного региона компании «Русский Свет».
Модератором выступил Вадим Давиденко, руководитель отраслевого направления «Транспортная инфраструктура».

«Благодаря высокому качеству продукции и глубокому пониманию специфики судостроения мы создаём конкурентоспособные продукты мирового уровня, соответствующие строгим стандартам морского применения, действующим в России. Более 57 % предприятий судостроения и судоремонта уже работают с нами», — отметил Никита Виноградов.

«Наши проекты показывают: чем раньше дистрибьютор подключается к работе над судостроительным объектом, тем точнее решения и меньше рисков при вводе. Конференция показала готовность отрасли к инженерным стандартам нового уровня», — добавил Вадим Давиденко.

Формат конференции был заявлен как открытый диалог с отраслью: модерация обеспечила обсуждение прикладных кейсов и актуальных вопросов аудитории.

 Открытие конференции.jpg

 

Новые требования Российского морского регистра

С ключевым докладом выступил Владимир Викулин, заместитель начальника управления технической экспертизы Российского морского регистра судоходства.
Он представил изменения в правилах технического наблюдения при изготовлении судового электрооборудования, направленные на повышение безопасности и исключение неоднозначностей в толковании норм.

«Все требования направлены на обеспечение безопасной и надежной эксплуатации судов. Объем испытаний теперь зависит от условий применения оборудования — в том числе для судов ледового класса и эксплуатации при низких температурах», — подчеркнул Викулин.

Он отметил, что новый подход учитывает международные стандарты и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ, а также практику наблюдения Регистра за изготовлением изделий.

 Новые требования Российского морского регистра.jpg


От импортозамещения к инновациям: опыт производителей

В технической секции конференции выступили представители компаний ДКС, КЭАЗ, IEK GROUP, CHINT, «Электрорешения» (бренд EKF), DIORA и «Русский Свет».
Своими решениями они продемонстрировали, что российские производители готовы обеспечивать судостроительную отрасль полным спектром электротехнических продуктов отечественного производства.

Компания ДКС открыла деловую программу докладом, посвящённым решениям для отрасли судостроения и судостроительных производств. Представители предприятия Роман Гаврилюк и Александр Евстигнеев подробно рассказали о практическом опыте адаптации кабеленесущих систем и инженерных решений ДКС под требования морских объектов — от виброустойчивости и антикоррозионной защиты до сертификации Российского морского регистра судоходства. 

Менеджер по развитию промышленного IoT-направления Кирилл Коземиров представил цифровую платформу EKF Connect Industry (компании «Электрорешения», представляющей бренд EKF в России), предназначенную для автоматизации и энергомониторинга промышленных предприятий. Система позволяет отслеживать работу распределенных систем, анализировать энергопотребление, пиковые нагрузки, режимы эксплуатации и эффективность использования, планировать техническое обслуживание и ремонт.

CHINT представила линейку ENSMAS Marine, локализованную в Санкт-Петербурге.

«Ключевой вызов для российской морской отрасли — создание замкнутой, технологически независимой цепочки судового электрооборудования. ENSMAS Marine — наш ответ этому вызову», — отметил Евгений Лепёшкин, директор по маркетингу CHINT в России.

IEK GROUP представила комплексный подход к обеспечению судостроительных производств, а DIORA презентовала проект по освещению атомного ледокола «Ямал», включавший замену устаревших осветительных систем на современные светодиодные комплексы Diora Unit6 PRO. Проект стал одним из самых технологически сложных в портфеле компании, прошёл вибрационные и климатические испытания и получил типовое одобрение Российского морского регистра судоходства.

Компания КЭАЗ продемонстрировала на конференции решения для применения на судах и в портовой инфраструктуре. Продукция завода отличается повышенной виброустойчивостью и термостойкостью, обеспечивая надежную работу судовых электроустановок в условиях высокой влажности и перепадов температур. Решения КЭАЗ применяются при строительстве и модернизации отечественных судов, подтверждая, что задачи импортозамещения в судовом электроснабжении успешно решаются силами российских производителей.

Специалисты «Русского Света» дополнили секцию обзором реализованных проектов по поставкам электротехники и освещения для ведущих верфей страны.

Фотоотчет с деловой программы конференции размещен в конце материала

 

Люди и компетенции: взгляд HR-эксперта

Отдельное внимание участники конференции уделили кадровому вопросу.
С докладом выступила Татьяна Паклинская, основатель проекта «Школа русского наставничества и системного управления».
Она обозначила проблему дефицита квалифицированных специалистов-электротехников и предложила системные решения.

«Главная стратегия удержания специалистов сегодня — баланс дохода, прозрачных условий и возможностей профессионального роста. Молодёжь выбирает предприятия, где карьерный путь предсказуем и поддержан цифровыми HR-инструментами», — подчеркнула эксперт.

По словам Паклинской, предприятиям важно формировать современную культуру управления кадрами, основанную на прозрачности, уважении к времени сотрудников и развитии цифровых инструментов внутренней коммуникации.

 Люди и компетенции взгляд HR-эксперта.jpg


Соглашение о сотрудничестве: регионы и судостроители 

На площадке форума состоялось подписание двух соглашений о сотрудничестве:
 между компанией «Русский Свет» и Представительством Республики Татарстан  в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также между «Русским Светом» и судостроительной компанией «Яхты Попилов» (г. Таганрог).

Первое соглашение направлено на развитие торгово-экономических и научно-технических связей, а также кооперацию предприятий северо-западных и арктических регионов России.

Второе закрепляет партнёрство в области поставок электротехнического оборудования и инженерных решений для судов малого тоннажа.

«Наше партнёрство позволяет развивать отечественных производителей — это важнейшая задача на ближайшие годы», — отметил Вадим Давиденко.


«Мы видим высокий интерес предприятий Татарстана к взаимодействию с “Русским Светом”. Работа по развитию кооперации уже ведётся и будет расширена», — добавил Шамиль Шаяхметов, постоянный представитель Республики Татарстан.

Комментируя подписание с «Яхтами Попилов», Давиденко подчеркнул:

«Это пример того, как импортонезависимые решения находят применение не только в крупнотоннажном судостроении, но и в секторе маломерных судов и частного флота. Совместные проекты позволяют комплексно оснащать суда российскими компонентами — от систем освещения до шкафов управления».

 Соглашение о сотрудничестве_1.JPG

Соглашение о сотрудничестве_2.JPG


Переговоры и результаты

Команда «Русского Света» провела более 50 встреч с ключевыми представителями судостроительной отрасли.
В ряде переговоров были достигнуты предварительные договоренности о запуске пилотных проектов 2026 года, включая поставки систем судового освещения и решений в области энергоменеджмента.

 

Итоги и значение для отрасли

Конференция собрала более 130 представителей судостроительной отрасли и стала площадкой практического обмена между производителями, проектировщиками и конечными заказчиками.
Она подтвердила, что российская электротехническая индустрия готова предлагать полноценные решения для морской отрасли — от проектирования до сервисного сопровождения.

Общие итоги выставки «НЕВА-2025» также подтвердили рост интереса к отечественным технологиям: 41,3 тыс. посетителей, 671 экспонент, 38 стран-участниц и более 77 деловых сессий.

 Итоги и значение для отрасли.jpeg


Освещение в СМИ

Конференция получила широкий информационный отклик. Состоялся пресс-подход с ТАСС, отраслевой портал Elec.ru готовит обзорный материал, а комментарии экспертов компании направлены в журнал «Электротехнический рынок». Публикации по итогам конференции будут доступны на официальном сайте russvet.ru и в отраслевых изданиях.

 

«Русский Свет» для судостроения

«Русский Свет» — федеральный дистрибьютор электротехнического оборудования с 30-летней историей.
Компания обеспечивает комплексные поставки для промышленных и гражданских объектов, обладает проектными компетенциями (СРО) и оказывает сервисное сопровождение.

Сегодня 57 % судостроительных и портовых предприятий России являются клиентами «Русского Света». На счету «Русского Света» десятки комплексных проектов по электроснабжению, освещению и автоматизации морской инфраструктуры. Среди них:
 — строительство морского арктического грузопассажирского судна PV27;
 — ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для портов Северо-Западного бассейна;
 — модернизация мощностей АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод»;
 — обновление инфраструктуры Судостроительного комплекса «Звезда»;
 — реконструкция объектов ОАО «Адмиралтейские верфи»;
 — поставки для Морского торгового порта Усть-Луга и ПАО «Новороссийский морской торговый порт».

Эти проекты демонстрируют, что «Русский Свет» сегодня работает не просто как поставщик электротехнического оборудования, а как интегратор отраслевых решений, сопровождающий заказчиков от стадии проектирования до постгарантийного обслуживания.


В портфеле решений для судостроительной отрасли — энергоэффективное освещение, силовое оборудование, шкафы, кабельные системы, судовой и контрольный кабель, а также системы управления освещением.

 

Фото: Пресс-служба ООО «Русский Свет», пресс-служба выставки «НЕВА», Elec.ru, КЭАЗ, DIORA

ДРУГИЕ НОВОСТИ